В октябре на "Первом канале" пройдет премьера 24-серийной телеэпопеи "Московская сага". Режиссер Дмитрий Барщевский и сценарист Наталья Виолина взяли за основу одноименное литературное произведение Василия Аксенова, повествующее о жизни семьи кремлевского врача Градова, которая протекает в один из самых драматических периодов отечественной истории - с 1925 года до середины 50-х. Масштабность повествования подкрепляет участие в нем 254 персонажей. В проекте заняты звезды российского кино - Юрий Соломин, Инна Чурикова, Сергей Безруков, Дмитрий Харатьян, Ольга Будина, Виктория Толстоганова, Андрей Смирнов, Кристина Орбакайте, Михаил Ефремов. В фильме играют глава Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович и его супруга Зумруд Рустамова, а также жена сенатора Геннадия Бурбулиса Наталья и супруга председателя совета директоров "Ренессанс капитал" Александра Шохина Татьяна. В одном из эпизодов снялись член Совета Федерации Виктор Добросоцкий и банкир Игорь Коган. Друзей главных героев играют руководитель крупного компьютерного холдинга Евгений Мельников, директор по рекламе казино "Корона" Лариса Орловская и писатель-детективщик Сергей Устинов. В фильме также снялась вся семья начальника ЦСКА Ольги Смородской.
Одну из главных ролей - сына доктора Градова, крупного советского военачальника, сыграл Александр Балуев.
- Александр Николаевич, те, кто видел "Московскую сагу", заверяют, что в этой картине вам наконец представилась возможность поиграть. - В моей актерской жизни было много возможностей поиграть. Но поиграть какие-то особо драматические, даже трагические ситуации и события, пожалуй, позволил именно Аксенов со своей "Московской сагой" Спасибо ему за это.
- Насколько вам интересен был именно литературный текст Василия Павловича? - Я не специалист по текстам, но знаю, что чем лучше литература, тем труднее она перекладывается на язык кино. В данном случае, мне, по крайней мере, показалось, существует какое-то равновесие между той литературой, которую можно пересказать в кино, и той, которую можно читать. В первоисточнике уже заложена кинониша.
- По вашим ощущениям, аксеновская история правдива? - Откуда мы знаем. Исторические факты сегодня настолько додуманы и передоказаны... Более того, кино -это только представление о тех событиях, которые, как нам кажется, правдивы. Я согласился с тем, что это правда, поверил в это. Но скажу, что существовать в историческом материале, безусловно, интереснее, чем в современном. Мне кажется, там богаче все, искреннее и многослойней.
- Как актер справляется с таким объемом информации, которая входит в него в процессе развития разных человеческих характеров? - Видимо, происходит какой-то энергообмен. Возникает взаимосвязь между тем, что актер впитывает, вбирает отовсюду, и тем, что он отдает, играя. Переработка и выдача такая. Не справляются порой и чаще всего те актеры, у которых нет возможностей отдать. Тогда и происходят с людьми очень неприятные вещи. У меня, слава Богу, этой проблемы не существует. Общая усталость, конечно, накапливается, как и у любого человека. Но внутренних раздрызгов нет.
- Что возникает внутри после окончания работы? Может быть, пустота, и как быстро она заполняется? - Не могу сказать, что это пустота. Просто облегчение. Особенно в театре, когда какой-нибудь спектакль, на мой взгляд, удается, чувствую абсолютную легкость, как будто отдал все. И мгновенно, буквально сразу после выхода из служебного входа, начинает снова все в тебя влетать - и нужное, и ненужное - всякое.
- Александр Николаевич, актер - живой человек? - Самый живой, который только бывает. И вообще люди искусства -актеры, художники, музыканты, писатели, хотя и занимаются ложью и обманом (в хорошем смысле), но, на мой взгляд, самые искренние, ранимые, чистые особи, населяющие эту планету. И способны своей чистотой и искренностью с другими поделиться, не давая им окончательно зачерстветь.
- Актеры играют разные роли -бывают разными людьми. Нельзя ли предположить, что у них развита генетическая память о тех жизнях, которые им пришлось некогда проживать? - Вполне возможно, что это так и есть - дана какая-то возможность бывшие свои состояния каким-то образом материализовывать, например, в своих героях. Я не буду с этим спорить. Вероятно, поэтому актерство и не приветствовалось православием, которое не допускает существования многих жизней. Ведь и шуты, и скоморохи всегда хоронились за оградой кладбища. Наверное, здесь есть резон. Но я не очень думал об этом. Я ведь играю не только и не столько для служителей Церкви и людей, фанатично верующих в Иисуса Христа. Я играю для людей, которые просто верят в Иисуса Христа. И не вхожу ни в одной из своих ролей ни в противоречие, ни в конфликт с религиозными канонами. Я - человек верующий и отдаю себе отчет в том, что занимаюсь, наверное, не совсем богоугодным делом. Но многое, если не все, искупает благодарность людей за те чувства, которые они благодаря мне испытывают. И все мои претензии к самому себе как к православному отходят на второй план.
- Вы изображали людей разных профессий. Смогли бы работать летчиком, военным, бандитом? - Есть присказка: "Вы играете на скрипке?" - "Нет" - "Так вы попробуйте". Может быть, и я, конечно, попробую и стану... летчиком. Вот, пожалуй, неплохим шофером мог бы быть. Я люблю водить машину и вообще ездить и передвигаться.
- Вы не заметили, что в последнее время у вас стала появляться некая типажность? -Да.
- Нет ощущения, что вас используют, как механизм? - Есть. Сейчас снимаюсь у Владимира Хотиненко в "Гибели империи" и сказал самому себе, что военных людей, по крайней мере в ближайшее время, играть больше не стану, потому что сыграл столько военных - разных, правда, и мне уже дурно, когда вижу предметы униформы. Это действительно становится неприличным.
- А что сыграть прилично? - Все, что угодно - про любовь, о которой очень мало у нас, к сожалению, снимают. Но ведь именно про любовь все лучшие произведения.
- А что такое любовь? - Любовь - ощущение себя на этой земле неодиноким.
- Почему вдруг все вокруг заговорили о любви? - Это самое важное. Ничего больше на свете нет. На этом свете. Поэтому каждый в какое-то время и приходит к любви. Каждый даже не думающий, а чувствующий человек.
- Существует ли для вас понятие "дом"? - Чем больше я езжу, тем ярче для меня это понятие. Дом - это люди, которые тебя ждут, которых ты ждешь и хочешь видеть. Это его внутреннее наполнение. А внешне - простой деревенский дом, который очень комфортен, уютен и любим мною.
- И что вы там делаете в деревне? - Лежу на поляне или кошу траву, поливаю деревья, которые сам посадил. И получаю такое удовольствие, что ни с какими корпоративными вечеринками не сравнится.
- Ради каких мест вы покидаете вашу деревню? - Очень люблю ездить по России. Мне нравятся далекие места - Приморский край, Сибирь. Там люди хорошие. Но и за границей есть неплохие места. Очень мне нравится город Лондон. Люблю туда приезжать и просто бродить по его улицам.
- Вы работаете за интерес или за деньги? - Если работа, которую ты любишь, приносит тебе материальную независимость и возможность жить свободно, глупо отказываться от материального вознаграждения. Я действительно люблю свою работу. И поэтому вопрос стоимости всегда на втором месте. Если мне что-то не нравится, я просто стараюсь отказаться и не мучиться совестью - зачем же я так продался за такое ненужное мне дело.
- Деньги сильно украшают вашу жизнь? - Я дорогих украшений не ношу. А облегчают - безусловно. Конечно, деньги тоже зависимость. Жизнь так устроена на этой земле. Но наличие денег освобождает тебя от других зависимостей, более унизительных и более оскорбительных, нежели денежные.
- А вы нашли способ обеспечения своей старости? - Я надеюсь, что у меня еще есть время, и я еще увижу когда государство, в котором мы живем, придет к нормальному пониманию, что государственная политика и экономика зависят от того, доверяют ли ему его рядовые граждане, а не от фамилий, которые возглавляют всякие алюминиевые и нефтяные или еще какие-то корпорации. А до тех пор наше государство будет бедным, несчастным и глупым. Сейчас я верю и надеюсь только на себя. И обеспечиваю свою, как вы назвали, старость именно тем, что работаю. И надеюсь, что когда мне скажут: съемка закончена, спасибо, - уйду не нищим.
Всему лучшему научили меня мои педагоги. И со временем все яснее понимаешь, что они дали и что внесли в твою жизнь. Недавно умер Иван Михайлович Тарханов - мой педагог Иван Владимирович Масальский был руководителем курса. Ольга Юрьевна Фрид преподавала у нас речь. И не говорить она научила, а чувствовать. Чувствовать на людях. Ведь то, чем мы занимаемся, - не интимная профессия. А я был очень стеснительным человеком и до сих пор остался им, как и многие актеры, кстати. Мы ведь, приобретая профессию, за нее прячемся.
- Вы один из первых и немногих наших актеров работали в Голливуде. В ближайшее время планируете сниматься за границей? - Не планирую. Предложения были, сейчас их пока нет и, может быть, не будет вовсе, но я об этом не задумываюсь. Работать там менее интересно. Страстное любопытство и наша тяга "туда" к ним, в основном связаны только с тем, что мы не знаем, как все это у них там происходит Когда узнаешь, в общем, интерес процентов на восемьдесят пропадает. Ничего они там нового не придумывают. То, чем занимаюсь здесь, мне гораздо интереснее.
И вообще зря люди уезжают, особенно сегодня. Надо возвращаться. Такое впечатление вынес я, кстати, после короткой встречи с Василием Аксеновым во время работы над "Московской сагой" Конечно, это его проблемы, его жизнь, но, по-моему, его место здесь. И когда я вижу рвущихся на Запад талантливых людей, всегда говорю: зря, ребята, это все. Звучите вы все равно здесь - ваша музыка, ваш голос, ваше слово. Это крест такой - наш. Все равно здесь.