Спектакль "Опыт освоения пьесы "Чайка" системой Станиславского" - яркое событие III Всемирной театральной Олимпиады. На рубеже веков (сезон 2000-2001 - одновременно первый сезон нового тысячелетия и последний прошлого) спектакль режиссера-авангардиста Андрея Жолдака как бы подводит итог опытам театральных прочтений едва ли ни самой репертуарной в мире пьесы. Вслед за Костей Треплевым он заявляет о необходимости борьбы с театральной рутиной и поиске "новых форм". "Звездная" актерская команда, которую составили известные артисты театра и кино, талантливо и азартно доказывает, что именно ей дано стать провозвестниками искусства нового века. В дни Олимпиады было показано много "Чаек", но критика отмечала, что спектакль Жолдака от остальных работ отличается фантастической энергией и беспримерной заразительностью. "Чайка" Жолдака в отличие от своих "собратьев по стае" - устремлена в будущее. Ей чуждо все тупиковое, неразрешимое, безысходное. Спектакль можно назвать парадом остроумных и блистательно выполненных аттракционов, но наряду с гомерически смешными эпизодами здесь соседствуют щемящая лирика и пронзительный драматизм. У "громкого", экстравагантного, нескучного, с невероятными эскападами режис-серской фантазии спектакля Жолдака - очень нежная и тихая душа и "по-чеховски" тонкое и интеллигентное видение и восприятие мира.
Если к этому добавить "супертеатральное", необычное решение сценического пространства болгарским художником Колъо Кармафиловым, как всегда фантастические костюмы Павла Каплевича, впечатляющее музыкальное оформление, то и знатоки, и театралы, и "случайные" зрители имеют шанс открыть для себя "Чайку" заново. Спектакль Жолдака-Театра Наций безусловно значительное событие в опыте освоения пьесы, да еще с помощью системы Станиславского, заветы которого режиссер-авангардист бережно переносит в новый век.