И что ждать от фильма, спродюссюрованного «красным миллионером» Семаго с «батьковской» помощью лидера свободной Белоруссии? Коммунистической агитки? Скрытой рекламы счастливой жизни в прекрасной стране Белоруссии?
Всего можно было ожидать. К счастью, режиссер Пташук не пошел ни на какие компромиссы с Госкино Белоруссии, а г-н Семаго показал себя не пламенным коммунистом, а грамотным организатором. В итоге зритель неожиданно получил качественный отечественный триллер, снятый по замечательной прозе Владимира Богомолова («Момент Истины»).
Лето 1944 года. До Великой Победы остается еще около года. Белоруссия уже освобождена, однако с ее территории регулярно выходит в эфир группа лазутчиков, передавая мудреным, нерасшифровываемым даже в Центре, кодом, очевидно важную информацию о советских войсках. СМЕРШ (СМЕРть Шпионам) отряжает на поиски предателей отряд из трех бойцов под началом капитана Алехина (Евгений Миронов). Ребята напряженно прочесывают мрачные леса Западной Белоруссии, общаются с явно недружелюбным местным населением. По брошенному окурку, по примятой травке, по сломанным веточкам, по косым взглядам поселенцев, по шорохам и еле уловимым намекам разведчики выходят на след врагов. Но начальство не может ждать. Предатели в тылу грозят сорвать наступление и из Ставки приходит приказ – товарищ Сталин велит найти шпионов за сутки.
Тревожная музыка Александра Градского, постоянно звучащая волнующим фоном, будто пришедшая из «Ведьмы из Блэр» или фильмов по Кингу, мгновенно схватывает зрителя в оковы напряжения и не отпускает до самого финала. Причем музыка идет на контрасте с мнимой безмятежностью окружающей жизни. Всё вокруг еще не может до конца поверить, что война вдруг не накатится снова.
Никакой политической, псевдопатриотической окраски в картине нет. Однако, несмотря это, несмотря на то, что в фильме нет боевых действий, несмотря на то, что зритель может считать лишь поверхностный детективный сюжет, несмотря на все это, картина подобно хорошему вину, оставляет удивительное послевкусие. После просмотра понимаешь, что в привычную современному зрителю упаковку триллера-детектива упакован предельно искренний и патриотический в лучшем значении этого слова message.
На большом количестве крупных планов хорошо видно отсутствие у съемочной команды больших средств. Некоторые части сюжета провисают в воздухе. Молодые актеры (особенно Юрий Колокольников) далеко не всегда соответствуют мэтрам (Павлов, Петренко, Феклистов, Балуев) «зажигающим» свои эпизоды.
Однако все это можно простить за искренность, за определенно удачную попытку снять качественный военно-исторический триллер. И главное – за прекрасный, напряженный финал. Редко когда в нашем современном кино встретишь такой мощнейший саспенс!