* Драма * Россия, 2000 * Режиссер: Александр Зельдович («Закат») * Сценарист: Владимир Сорокин (это его первая работа в кино и, надеюсь, последняя) * В ролях: Наталья Коляканова («Свадьба»), Ингеборге Дапкунайте («Утомленные солнцем», «Подмосковные вечера»), Татьяна Друбич («Привет, дуралеи», «Сто дней после детства»), Александр Балуев ("Затворник", «Му-му»)
О чем: не знаю о чем, но только не о Москве
О «Москве» принято говорить образно, вдохновенно, желательно стихами, на худой конец, белыми. Восторг от фильма нужно выражать в не всегда понятных даже самому себе фразах, полных какого-то туманного смысла. Я очень люблю говорить на таком языке, но, боюсь, меня тогда кто-нибудь из вас зарежет в подворотне. И потом, мне сегодня не хочется говорить ничего умного и корчить из себя великого кинокритика (которым я, несомненно, являюсь, но в душе). Лучше сделайте мне массаж ступни, а?
Сначала я введу вас в курс дела. Кто-то, не помню кто, где и когда, но помню, что какая-то киношная организация, назвала «Москву» лучшим фильмом прошлого года. «Москву» ждали с нетерпением и смотрели с обожанием. Может потому, что Зельдович снимал ее несколько лет, и все эти годы у него неплохо работал пиар. И, наверное, еще потому, что сценарий написал наш неподражаемый Владимир Сорокин (не зря я всегда относилась к нему очень настороженно). И вот в январе произошло Событие: «Москва» вышла на широкий экран.
Критика билась в экстазе, зрители, не выдержав, уходили из залов с середины фильма. Вам уйти будет некуда, зато вы сможете выключить телевизор и подарить кассету вашему самому злейшему врагу, снабдив подарок комментариями типа: «Я никогда не видел ничего подобного, визуальное решение фильма гениально, сорокинский метафоризм поражает эпатажностью и нарочитой прямолинейностью, и, заметьте, ведь в основе сюжета лежат чеховские пьесы. Именно отсюда трагичная обреченность героев «Москвы», их неприкаянность, отчаянная невозможность сопротивления. Это шедевр». И не забудьте добавить, что обязательно хотите обсудить с ним детали картины, когда он ее посмотрит.
Кстати, все, что я написала в кавычках, – истинная правда, особенно про визуальное решение. Собственно, гениальная операторская работа Александра Ильховского - это единственное, что меня заинтересовало в фильме. Все остальное абсолютно несмотрибельно. Как ясно, коротко и точно сформулировал один мой друг: «А, по-моему, это отстой». У меня язык не поворачивается сказать такое в адрес этого необычного фильма типа о Москве 90-х годов, но с цитатой вынуждена согласиться. Где-то. Как-то.
В фильме шесть главных героев. Три женщины и три мужчины. Женщины слизаны с «Трех сестер», но одна из них, а именно Ирина (Наталья Коляканова), превратилась в маму двух оставшихся – стервы Маши (Ингеборге Дапкунайте) и ненормальной Ольги (Татьяна Друбич). Дочки-матери - хозяйки клуба (читай вишневого сада) на Воробьевых горах.
Мужчины слизаны то ли с «Вишневого сада», то ли с московской тусовки середины 90-х. Марк (Виктор Гвоздицкий) – немолодой психиатр, в прошлом представитель советской богемы, а ныне законченный пессимист. Майк (Александр Балуев) – новый русский, бизнесмен-бандит, чеховский Лопахин (ой, как же я люблю блистать своей недюжинной эрудицией!), параноик и маниакальный фанат балета. И Лев (Станислав Павлов) – герой нашего времени, перевозит для Майка из-за границы «черный нал» под видом хасида.
Теперь про связи между героями. Психиатр Марк – давний любовник мамы и врач аутистки Ольги, которую безответно любит многие годы. Майк – жених холодной Маши, которая умудряется переспать со Львом. Лев соблазняет ненормальную Ольгу и лишает ее девственности. А Майк изменяет Маше с ее мамой. Да, вот такая она, богемная жизнь 90-х.
Сюжет, помимо невнятных любовных перипетий, сводится к тому, что Лев обманул Майка и украл у него 300 тысяч долларов, каковые спрятал в огромном слове «Москва» где-то на подъезде к столице. И не раскололся, несмотря на то, что Майк надул его автомобильным насосом. Ужасное зрелище! Трагическая обреченность героев выражается в оригинальном самоубийстве Марка и красивом убийстве Майка. А торжество нового поколения олицетворяет выживший Лев с кучей ворованных баксов. Вот, собственно, и все.
Плюсики Секс через дырку в огромной карте – дырка проделана там, где нарисована Москва, мол, имел я вашу столицу, блин! Операторская работа – настоящее произведение искусства. Необычная, ненастоящая Москва. Татьяна Друбич в роли аутистки.
Минусики Смотреть невозможно, потому как очень скучно и бессмысленно. Все герои отмороженные, сценарий отмороженный, режиссер тоже, видимо, отмороженный. Продолжительность фильма (2 часа 18 минут).
Рекомендую Кино исключительно для самых отъявленных киноманов