Мы очень давно хотели позвать этого человека. Наш гость - Александр Балуев. Есть три фильма, о которых хочется с ним поговорить.
- «Вы не оставите меня» - новый фильм Аллы Суриковой, который только что вышел на экраны. Я его еще не видел, но у меня такое впечатление, что это не комедия. - БАЛУЕВ: Она сняла фильм непохожий на все ее предыдущие картины. Это был для нее эксперимент. И тема, казалось бы, не ее. Это мелодрама, даже склоняющаяся к драме. Это серьезное кино.
- А вы не говорили с Суриковой, почему она решила снять такой фильм? - БАЛУЕВ: Нет, я не вмешивался в «гардероб» кинорежиссера. У меня были другие вопросы: почему я? В этой картине я тоже играю не очень привычную для себя роль – интеллигентного человека непривычно для меня играть, театрального художника, который живет надуманной жизнью, но нереальной. Но Алла Ильинична сказала: «Я в эксперименте, и ты – будем пробовать». Видимо, она в меня очень верит, за что ей большой спасибо.
- Ваша партнерша по фильму Лиза Боярская. Я с большим уважением отношусь к Михаилу Боярскому, мне интересно, как его дочка как актриса, насколько вам было интересно и удобно с ней работать? - БАЛУЕВ: Глядя на Лизу и еще несколько человек ее поколения, какая-то надежда живет, что наше кино - в смысле актерского состава - не умрет никогда. Это очень интересное поколение. Себя вспоминаю в этом возрасте, я ничего не умел, зажимался, мало получалось. В силу возраста и профессии был очень большой разрыв. У а них нет этого разрыва, они очень умеющие – умеющие существовать в кадре, думать, переживать. Это очень радует.
- В одном интервью вы сказали, что занимаетесь таким делом, без которого человечество может обойтись. «Идеальная пара», на мой взгляд, очень хороший фильм. Не было бы этого фильма, история человечества не изменилась бы . В принципе это правильно, но жить с таким мироощущением, что ты делаешь то, без чего все могут обойтись, как-то очень странно. Нет? - БАЛУЕВ: Ничего странного в этом нет. Все могут, но ты не можешь обойтись. Я не могу без этого обойтись. Мое существование мне необходимо. Я существую в таком режиме, потому что мне без этого будет как-то не по себе на этом свете, как-то неуютно. А то, что я делаю, – ненужно, или картины, в которых я снимаюсь, будут не нужны зрителю, на это я рассчитываю.
- Но же все-таки человек публичной профессии. - БАЛУЕВ: Публичность мне скорее мешает, нежели помогает. Если бы можно было заняться театром без публики и кино без зрителей, это было бы чудесно.
- А слава вам не нужна? - БАЛУЕВ: Наверное, нужна как составляющая моей профессии. Но для меня она не имеет решающего значения, клянусь вам.
- А что такое вообще актерская профессия, кроме возможности примерить чужие судьбы. Все говорят, что вы готовы заниматься ей просто так, даже наплевав на успех, на зрителей и т.д. Почему это такая замечательная история? - БАЛУЕВ: Я для себя так на этот вопрос ответил когда-то. Эта история под название актерство дает маленькую возможность поверить в то, что человеческая жизнь многогранна, дает возможность попробовать понарошку себя в разных проявлениях.
- То есть цель в том, чтобы попробовать? - БАЛУЕВ: Есть, но она для себя, а не для зрителей. Я не ставлю цели для зрителей, не поучаю, не занимаюсь нравоучениями. Я просто для себя решаю, что то, что я делаю, нужно мне. Спрашиваю: то, что я делаю, приносит мне какое-то удовлетворение по жизни?
- Абсолютно эгоистическая позиция. - БАЛУЕВ: Актеры все эгоистичны. Другое дело, что эта эгоистическая позиция не переносится даже на вас. Конечно это эгоизм, но он не перебрасывается на людей.
- Например, выходит фильм Суриковой, где вы играете для себя неожиданную роль, чьи-то оценки для вас важны? - БАЛУЕВ: Да. Знаете, случайные встречи с людьми, которые говорят мне разные слова. Но порой эти слова меня очень поддерживают.
- То есть вам важно мнение случайного человека, а не критика, не друга, не коллеги? - БАЛУЕВ: Друзья ведь не могут сказать плохо, они не разбирают тебя по косточкам. А у критиков совсем другие задачи, они мне до сих пор не ясны. У них свои задачи, отдельные от кино. А мне важны случайные мнения.
- Вы участвовали в фильме «Изгнание» Звягинцева, который будет показан в Каннах. Что это за фильм? Что вы знаете про это кино? Я не знаю про этот фильм ничего. - БАЛУЕВ: Может быть, это и хорошо, что вы не знаете про него ничего. Фильм снят, сейчас идет монтаж. Не буду раскрывать все карты. Могу сказать, что стилистически и тематически картина похожа на «Возвращение», и по языку, и по теме, и по изображению. Фильм непростой и по восприятию, и по существованию. Мне кажется, очень интересный по своему эмоциональному восприятию.
- То есть Звягинцев продолжает свой первый опыт. Но ведь он говорил, что будет делать что-то совсем другое. - БАЛУЕВ: Там нет совсем другого. Может быть, в следующей картине.
- Третий фильм называется «Преступление и наказание». Вы играете Свидригайлова, насколько я знаю. У меня к вам вопрос такой: это моя личная точка зрения. Я не понимаю роман «Преступление и наказание». Вы можете объяснить мне, зачем сегодня надо снимать «Преступление и наказание» и его смотреть? - БАЛУЕВ: Самое простое объяснение – в образовательных целях. Если вы думаете, что «Преступление и наказание», что здесь не надо рассказывать сюжета, вы ошибаетесь. Думаю, что и сюжета половина людей не знает.
- Но это же странное образование: одно дело - прочитать роман, другое дело – смотреть, Получается, хоть так? - БАЛУЕВ: Хоть так. А другой какой-то путь есть?
- Комиксы. - БАЛУЕВ: Да, американцы комиксы делают. Хотя бы так. Я не совсем уверен, что наше народонаселение в курке, кто такой Раскольников и кого он зарубил.
- С другой стороны, когда вышел «Идиот», то сразу стали его читать. - БАЛУЕВ: Это уже плюс.
- Свидригайлов – это просто метафора противного человека. Вы искали в нем хорошее? - БАЛУЕВ: Я совершенно от другого отталкивался. Это человек, который поглощен страстью, которая его губит. Он разрушитель, но не потому, что он хочет разрушать.
- Правильно ли я понимаю, что для вас актерская профессия – это что-то исследовательское. - БАЛУЕВ: В какой-то степени да. Я исследую себя.