Александр Балуев.     Неофициальный сайт
WebAdmin•s e-mail
Гостевая книга
Форум сайта
Б А Л У Е В
У ДИКТОФОНА
Биография актера
Роли в театре и кино
Фотоальбом
Интервью, рецензии
Ссылки, Голосования и др.
Программка ТВ
Обои, видео, звуковые темы и др.
Новости сайта

 
 
к списку статей  
ИНТЕРВЬЮ

 

инт. 18 19 20

Александр Балуев живет с чувством вины.

Если вы так и не видели «Жену керосинщика» Кайдановского, «Прорву» Дыховичного, «Мусульманина» Хотиненко, «Му-Му» Грымова или «Москву» Зельдовича, то для вас Александр Балуев – это любимый герой популярных телесериалов «Маросейка, 12», «Спецназ», «Идеальная пара» и других. Сегодня Александр Балуев незаменим в кино и нарасхват у режиссеров: попробуйте найти еще одно вот такое лицо, такую стать, такого безупречного Героя... Он просто просится на кинополотно. У него полная обойма ролей военных – от майора налоговой полиции по фамилии Орел в «Маросейке,12» до генерала армии Вакара в «Каменской». Тем удивительнее было узнать, что эти роли его немножко «достали», но… «Что же делать, если именно так меня видят режиссеры и хотят видеть зрители. Честно говоря, я терпеть не могу любое оружие, так же как и командовать, отдавать приказы…» – признается Александр, снова поглядывая в бумажку, на которой выписаны его реплики – приказы и команды: «Все, у кого есть оружие, – ко мне! В две шеренги становись!» и так далее. Переодетый в форму полковника Советской армии образца 1941 года, Балуев потягивает кофе из пластикового стаканчика, сидя на деревянной лавке. Теперь он – полковник. Полковник Ларичев. Впереди – тяжелая сцена расставания с женой, взорванный поезд и четыре года войны… «Взрыв готов, Станислав Сергеевич», – докладывает ассистент режиссера. Это – Говорухину, который и правит всем этим кинокошмаром.

Артист готов поделиться зарплатой

– Саша, что это за история? О чем кино?
– Эта история в отличие от того, что у меня было за последние год-два, обходится без погонь, драк и прочего. Мы снимаем фильм по книге И. Грековой «Хозяйка гостиницы» («Россiя» писала об этом. – Ред.). Это кусок нашей истории, описанный довольно честно, без попыток о чем-то умолчать. Семья. Любовь. Человеческие отношения. И согласился я на это потому, что, когда я общаюсь с отцом, мне становится стыдно. За то, что они сейчас вот так живут. И эти парады ветеранов я смотреть не могу. Душераздирающее зрелище.
Я спрашивал себя: почему? Наверное, потому, что не парадами надо ходить сейчас. Пусть парадами ходят те, кто воевал на другой стороне. Им это сейчас сподручней. И жизнь наших стариков, получается, перевертыш.
Эта картина – еще одна попытка сказать о том, что это поколение достойно прожило жизнь и не их вина, что сейчас все складывается именно так. И все эти повышения пенсий… Их осталось-то, стариков, так мало. А им прибавляют по пять рублей. Мне просто стыдно. Я за это власть нашу не уважаю. Такое ощущение, что у них родителей нет. Я, конечно, понимаю, что у подобных персоналий и родители «персональные», но ведь неприлично, господа… Возьмите из моей зарплаты, вычитайте специальный налог у тех, кому от 30 до 50, создайте фонд и хоть оттуда не воруйте!

Человек с чувством вины

– Вы как-то сказали, что к сорока годам уже пережили все возможные возрастные кризисы и депрессии и теперь живете только одним днем.
– Да, это правда. Только ты все равно живешь с багажом того, что уже пережил, будь то упадок сил, депрессия, отчаяние, от которого не хочется работать… И кажется, что все виноваты, кроме тебя, но так не бывает. В такие моменты надо просто отключиться от всего и подумать, но бывает, что я настолько этим заражен, что и понять что-либо сложно.
Когда это проходит, то начинаешь задавать себе вопросы: отчего это возникло, почему? Была ли это твоя вина или так сложились обстоятельства? И понимаешь, что, конечно, не все делал правильно, а поскольку у нас у всех чувство вины вообще заложено изначально, то получается, что виноват-то был я, а никакие не обстоятельства и не люди.
Но загонять себя в угол и культивировать свой комплекс вины тоже не есть хорошо. Жить, я считаю, надо по совести, правда, совесть тоже подразумевает какое-то такое мироощущение: «Виноват, господин начальник», но это не должно быть отговоркой на все, причиной всего. Подумав и найдя ответы на свои вопросы, стараешься уже избегать тех путей и тех препаратов, которые приводят тебя в депрессивное состояние: и алкоголя, и всего прочего. Уж что касается алкоголя, я испытал это на собственной шкуре.

– Что вы вкладываете в понятие «жить сегодняшним днем»?
– Ровно то, что я заявляю: сегодня наступил день, и я его проживаю. Что сегодня – то мое. Откинем восемь часов на сон, а все остальное время я должен организовать так, чтобы получать удовольствие самому и приносить удовольствие другим. И уж, конечно, когда я сплю, то никому хлопот не доставляю. (Смеется.)

– Когда вы покрестились, это что-то изменило в вашей жизни?
– Да. Хотя мне было важно не то, что будет после, а то, что было тогда: я не мог этого не сделать. Все началось еще на картине «Очищение» по Леониду Андрееву, где я должен был играть священника. И когда я надел рясу, я вдруг понял, что не могу, не имею права это играть. Следующий фильм был «Мусульманин», и я решил, что без крещения мне нельзя. Видно, тогда наступил какой-то новый этап в моей жизни. Конечно, это не решает всех проблем, но каким-то непонятным образом облегчает душу. Тогда мне было уже около 35 лет.

– Вы чувствуете, что вы меняетесь с возрастом или от того, как складывается ваша жизнь?
– Все меняет человека. С возрастом я стал более терпимым. Категоричность ушла. Я стал более демократичным, если хотите.

– Вы, я заметила, вообще любите это слово – демократичность.
– Да. Я считаю, что ты можешь жить как угодно, но так, чтобы не мешать другим. Существуют определенные правила поведения. Например, ты не можешь ходить по улицам и пить спиртное из горлышка бутылки, потому что есть, например, люди завязавшие и, посмотрев на это, они могут сорваться. Но если ты положишь свою бутылку в бумажный пакет, например, то это будет выглядеть уже иначе. Это правило человеческого общежития, и оно не диктует тебе: пить или не пить, а только – как это делать.

– Интересно, что вы задумываетесь о таких вещах. Мне кажется, это большая редкость для нашей страны.
– В нашей стране живут как… в нашей стране. Потому мы и существуем как-то отдельно. Но ведь есть в мире какие-то общедоступные и полезные для нас вещи. Я недавно услышал высказывание Пушкина о том, что народ надо сначала образовать, а потом им гордиться. По-моему, замечательное высказывание.

– А как же американский народ? Его не назовешь высокообразованным в массе своей, однако это не мешает американцам очень гордиться своей страной.
– Я на Америку не ориентируюсь. Я считаю, что там очень много того, что они сами о себе придумали. О народе должен говорить не сам народ, а хотя бы соседи. Вот когда украинцы или белорусы скажут, что русские люди самые замечательные, и скажут не потому, что они боятся, что им перекроют газ.

– Но если мы сами не верим в то, что мы достойные люди, как же мы может убедить в этом других?
– О, сейчас мы с вами очень далеко заберемся

О красоте

Балуев снимался у Стивена Спилберга и Мими Ледер в так называемых американских блокбастерах, обошедших экраны всего мира. (К слову сказать, он не кричит об этом при каждом удобном случае в отличие от некоторых других российских кинозвезд.) В «Миротворце» он играл «плохого русского», который торговал оружием и почему-то ненавидел бедных, в «Столкновении с бездной» все обстояло уже лучше: его герой, красивый и мужественный астронавт, сознательно идет на смерть ради спасения планеты Земля, так же как и американские герои этой картины. Вот только Балуев так и не понял, почему именно его монолог, «последнее прости» его героя, отправленное на Землю перед неминуемой смертью, было вырезано из картины. По всей видимости, русский в его исполнении получился что-то уж больно человечным. «Попробовали бы они вырезать монолог чернокожего актера, что бы тут началось!» – говорит Александр. Вот такой опыт работы в Голливуде.

– Внешность, назовем ее типажом или фактурой, играет важную роль в актерской судьбе. Вы пытались смотреть на себя глазами других людей?
– Не буду кокетничать, но все же я считаю, что для актера внешность – не главное. Я, конечно, понимаю, что я, к примеру, не смешной и в цирке рыжим клоуном служить бы не мог. Но внешностью никогда не занимался специально: в массажные кабинеты и тренажерные залы не хожу. Это все от папы с мамой.
Мне-то как раз интереснее и важнее, когда из-за всей этой внешности режиссер вытаскивает что-то абсолютно противоположное. А что касается взгляда со стороны… У любого начинающего актера наступает такая пора, когда ты веришь мнению учителей, и веришь безусловно. Один ныне здравствующий режиссер лет 8–9 назад позвал меня на какую-то пробу. И сказал: «Слушай, у тебя такой неприятный рот! Думаю, что с таким ртом у тебя вряд ли что-то получится в кино». И я, конечно, в это поверил, ведь он был человек известный.

– Вы помните тот момент, когда наконец произошел прорыв и вы стали востребованы?
– Да, это было похоже на прорыв какого-то чирья. Знаете, есть множество прекрасных артистов, которых никто не знает, и не потому, что они, допустим, хуже меня. В том-то все и дело, что многие из них лучше меня, просто в жизни каждого человека существует случай. В моей жизни этот самый случай свел меня с Сашей Кайдановским. Он не знал меня, но позвал в картину. Почему – не знаю. А у кого-то не случается, и это не зависит ни от трудолюбия, ни от таланта актера. И неправда, что талант обязательно заметят. К сожалению, это не так. Кино сейчас практически нет, а люди-то есть. И они работают где-то в Волгограде, Самаре, на Урале… В хороших театрах. И не могут они все рвануть в Москву. Есть в этом какая-то несправедливость, потому я чувствую себя немного неловко. Я не родился в Самаре, а родился в Москве, и от меня не потребовалось дополнительных усилий, чтобы приехать и поступить. Получается, что я такой барчук… Шучу.

Антитусовщик

– Вы комфортно чувствуете себя в своей среде? На кинотусовках вас нечасто встретишь. За 10 лет вы только один раз посетили «Кинотавр». Почему?
– Объясню. В нашей стране нет киноиндустрии, какие могут быть кинотусовки? И получается у нас такая «туса», которая существует сама по себе. И кинокритика существует сама по себе. Отдельные, фрагментарные запуски картин – тоже сами по себе. И эти кинотусовки, эти бутерброды, эти «пати-шмати» как один из компонентов киножизни довольно прогрессивны, но существуют независимо от того, снимается кино или нет. А это противоестественно, этого не может быть. А когда картина состоялась, я с удовольствием прихожу на ее премьеру.

– Принято считать, что актерская профессия – зависимая. А на вас посмотришь – и не верится, что такой большой, сильный человек может зависеть от кого-то
– Ну как это? Неправда. Вот сейчас я завишу от Говорухина, потому что это он снимает кино. Но это добровольная зависимость. Заставить меня, конечно, невозможно, но я – артист, только артист. А в актерской профессии загадывать ничего нельзя. Как можно планировать настроение режиссера или продюсера, который сегодня решил: «Вот возьму я Балуева», – а завтра: «Да нет, не возьму, староват он уже». У меня нет объяснения, почему я сейчас так востребован, и даже пытаться это объяснять я не хочу. Но только я знаю, что… это не навсегда. Это тот путь, который прохожу не я один. Я – только короткий участок времени, я – это миг. И мне достаточно это знать. Придут другие, и держаться за все это из последних сил я не буду.

Умение ждать и терпеть – вот то, чего никто не отменял, ни для звезд, ни для массовки, ни в Москве, ни в Голливуде. Балуев это знает лучше других. Параллельно «Хозяйке гостиницы» и тоже до декабря идут съемки «Московской саги». Это будет еще одна роль военного в фильмографии Александра Балуева. Ведь он – большой и сильный. Он сильный и добрый. Он добрый и смелый. Он просто просится на кинополотно

Г.Смирнова
25 июля 2002г.
rgz.ru


[AD]

Copyright © Jeg•Design, 2005

Сайт создан в системе uCoz