«…И никогда нам не напиться отравы с именем «кино»
Это строчки из стихотворения кинорежиссёра Аллы Суриковой, которая недавно впервые побывала в Новосибирске
Пожалуй, народную артистку России, талантливого кинорежиссера Аллу Сурикову представлять и не следует. Ее знают миллионы кинозрителей. «Человек с бульвара Капуцинов», «Московские каникулы», «Две стрелы»…
В наш город Алла Сурикова приехала не с пустыми руками: она привезла на суд зрителей новый фильм — «Вы не оставите меня». На этот раз режиссер решила изменить своему амплуа и вместо комедии снять мелодраму.
История страны. История любви
Алла СуриковаНовую работу Алла Сурикова посвятила своим родителям. События в фильме развиваются в 1951 году. Как отметила режиссер, «это и история нашей страны, и история о любви». В картине два главных героя. Он — художник-декоратор в театре, она — начинающая актриса. Они любят друг друга, только разница в возрасте сильно велика: Григорию уже 51 год, а Вера — молоденькая девушка. Однажды он находит в почтовом ящике открытку, адресованную жене: от некоего Виктора, с которым та познакомилась на юге. С этого-то все и началось.
По версии режиссера, Григорий решил: «А поиграю». И написал ответ от имени Веры. Письма последовали одно за другим. Герой уже начинает слегка ревновать. Потом понимает, что жена не хочет иметь ребенка, возможно, потому, что он уже стар и что у нее может быть другая жизнь с молодым человеком. Григорий действительно ее любит, но — как красоту и молодость. В действительности же он с ней одинок — все-таки чувствуется разница поколений, свое ощущение жизни и мира. И он готов, как бы ему ни было тяжело и больно, сказать ей: «…Как дай вам Бог любимой быть другим».
«Его письма вдохновили меня»
Алла Сурикова написала сценарий по повести Сергея Ашкенази «Григорий Евсеич». Она попалась ей на глаза несколько лет назад и «понравилась своим настроением, атмосферой, каким-то вещами, которые были дороги и близки». В чем-то повесть основана на реальных событиях. Но есть здесь и творческая фантазия, и выдумка.
Похожее случилось и в семье Аллы Суриковой. До сих пор у нее хранятся письма главного врача Павла Афанасьева к ее маме. Когда-то они вместе работали в военном госпитале, а после войны этот человек писал ей.
— Его письма во многом вдохновили меня. Они написаны таким красивым языком, такое красивое объяснение в любви… Но я знала, что мама могла кокетничать, могла влюблять в себя, но никогда не было следующего шага. Такое воспитание, такое понимание верности, такое понимание любви. То же самое я пыталась сделать и в этой картине.
Настоящая дочь своего отца
В фильме в главных ролях снимались Александр Балуев и Лиза Боярская. С Балуевым кинорежиссер работает уже давно и отзывается о нем как об актере, «который может практически все». Но в последнее время актер, можно сказать, не снимал мундир, и Алла Сурикова решила «вернуть его в лоно других ролей».
С девушками было сложнее. На эту роль пробовалось очень много молоденьких девочек. Актриса должна была отвечать нескольким требованиям: прекрасно смотреться в паре в Балуевым, быть близкой ко времени, достаточно смелой, а еще чтобы тело не подвело — как говорится, «не вызывало бы сомнений».
В фильме достаточно много эротики, и притом крупным планом. Но сделано это все красиво. К Балуеву претензий не было: ему и брюшко можно показать — все-таки 51 год по сценарию. Но его партнерша должна была быть безукоризненной. Выбор пал на Лизу Боярскую. По мнению Аллы Суриковой, «это очень хорошая девочка, очень профессиональная, талантливая актриса. Она из того молодого поколения, на котором природа не отдохнула, настоящая дочь своего отца. Очень сложно было сыграть не слишком талантливую актрису, но она с этим справилась».
Боярский хотел историю перетащить на своего героя
В новой картине вместе со своей дочерью снялся и сам Михаил Боярский. Кстати, он и по сценарию играл роль отца героини.
Алла Сурикова рассказывает, что поначалу у нее были достаточно сложные творческие отношения с Михаилом Сергеевичем:
— Он хотел всю эту историю слегка перетащить на своего героя. Виктор погибает потому, что папа это подстроил, а папа — крупный чин, и он не мог это сделать. В театре роли Офелии для главной героини добивается не муж, а опять-таки папа. Я с ним не согласилась и спорила до конца. Хотя финальный диалог мне подсказал Миша Боярский. Когда работа была закончена, он позвонил мне и целый час рассказывал, как ему понравилась картина и как я была права, что никого не обвиняла, что никто не был ни белым, ни черным. Я ему говорю: «Понравилась, наверное, потому, что ваша дочь Лизочка снялась в главной роли?« Он отвечает: «Нет-нет, Лиза не имеет отношения к этому». Это было приятно, потому что это была первая оценка картины посторонним зрителем.
Фоменко — скрипач, а Сафонова — стерва
В остальных ролях тоже снялись замечательные актеры. Зрители не сразу узнают Николая Фоменко, который играет скрипача. Сергей Никоненко изображает театрального режиссера, а Елена Сафонова — такую «театральную стерву». Алла Сурикова поделилась, что на эту роль хотела взять вначале Ренату Литвинову, чтобы та как-то попробовала себя в другом амплуа. Но та либо не захотела, либо дела не позволили. И с этой ролью прекрасно справилась Елена Сафонова. Она даже придумала интересную деталь — попросила у режиссера что-нибудь погрызть. Та дала ей пакетик с сушками. Получился очень выразительный момент. Правда, Сафонова один раз погрызла их, чтобы слышно было, а потом на озвучании пришлось сушки грызть самому режиссеру.
Здесь я не попугай и не коза
В мелодраме «Вы не оставите меня» состоялся и актерский дебют самой Аллы Суриковой, хотя она и уверяет, что она «не актриса и себя как актрису очень не любит».
— До этого я уже озвучивала попугая в картине «Хочу в тюрьму», козу в «Чокнутых» — такой у меня репертуар широкий — и девочку легкого поведения в «Человеке с бульвара Капуцинов».
В этот раз все получилось случайно. Когда снимали последнюю сцену, нужно было, чтобы звучало письмо матери Виктора. Эмоциональный кинорежиссер так прочитала его, что слезы наворачивались. Балуев сразу заявил: «Все! Это замечательно! Тут и играть нечего». А когда это услышал Боярский, позвонил и сказал: «Оставьте себя. Так ни одна актриса не прочтет». Но старую запись оставить было невозможно, так как она записывалась в шумном помещении. А новый вариант Алла Сурикова не могла записать целых две недели.
— Я не могла повторить это эмоциональное состояние. Решила: выпью стакан водки — может, меня развезет и я пущу слезу. Но передумала. Вдруг в какой-то момент я говорю режиссеру: «Давай!». Наверное, было состояние какой-то утренней депрессии. Так в картине звучит мой человеческий голос, уже не попугая и не козы.
Искусственный снег и бассейн на ВДНХ
В любом фильме есть какие-то свои секреты, тайны, о которых простой зритель просто не догадывается. Алла Сурикова раскрыла некоторые киношные хитрости. Оказывается, практически весь снег в картине — искусственный. Технология такова: вначале стелется пленка, на нее снег, а когда идут актеры, их посыпают из таких вот «хреновин», которые так орут, что артистов почти не слышно. И они, бедные, играют в этом шуме.
— А каких денег это стоит… — сокрушается режиссер. — Лучше бы артистам их отдать.
В фильме есть еще сюжет, когда Офелия в театре прыгает в водоем, то есть в резервуар с водой. Вначале главная героиня прыгала с декораций в театре, а плавала уже в другое время и в другом месте — в бассейне павильона «Рыбоводство» на ВДНХ. Рыб (осетров, щук) временно выгнали, и запустили вместо них артистов. Лиза ужасно боялась воды, потому что она была холодная, и глубина бассейна три метра. Прыжок делала дублерша, а в остальных кадрах (с открытыми глазами под водой) уже главная героиня. Воду немножко спустили, чтобы она могла подниматься на носочки — вдыхать, а уж потом прятаться под воду.
Есть в картине и некоторые временные накладки, которые вряд ли заметит зритель. Например, интеллигентные бомжи за кружкой пива обсуждали новость, что «Жданов посетил Большой театр», а он к тому времени уже умер.
«Я не собиралась бросать комедию»
Алла Сурикова рассказала, что на самом деле она и «не собиралась бросать комедию». Потому что не так много режиссеров, которые этим успешно занимаются. Комедию делать очень сложно. Это самый непростой жанр. Сегодня для нее довольно тяжелые времена, потому что раньше практически все, что хоть чуть-чуть было под запретом, являлось предметом для комедии. Мы с вами понимали: «человек упал — это не человек упал, а система упала». Ассоциативный ряд был очень мощный, очень интересный. Тогда любая фигушка в кармане воспринималась как глоток свежего воздуха.
В принципе темы для комедии остаются во все времена те же: любовь, деньги и власть. Но сегодня для нашего зрителя меньше запретных тем, и комедия становится либо откровенно развлекательной, либо не пишется. «Если появится сценарий, который мне понравится, я с удовольствием сделаю кино, — говорит режиссер, — У меня их целая полка лежит, а выбрать не из чего. Или сильно дорогое, или сильно слабенькое. То ли дело в Америке: там один делает либретто, другой — сценарий, третий работает над диалогами. У нас сел один на сценарий и говорит: «Я гений, и не дам«. В результате где-то что-то хромает».
Алла Сурикова мечтает снять фильм по пьесе Горина «Забыть Герострата». Но, как сказал ей один продюсер, «из всех искусств для нас важнейшим являются деньги». А Горин вряд ли принесет те деньги, которые дают «Жара» и «Турецкий гамбит»...