Закончились съемки нового отечественного фильма «Янтарные крылья». Какой получалась эта картина - рассказывает автор сценария Марина Мареева, продюсер Екатерина Маскина и народная артистка России Ирина Скобцева.
Есть представление, что кино, снятое в 50-60-70-е годы, было особым. 1990-е годы – это провал, когда даже самые дерзкие проекты и начинания попадали как бы в «черную дыру». Ирина Константиновна, что происходит в кино сейчас? Начинается ли в Вашей жизни какой-то новый творческий этап?
И. Скобцева: За последние два года мне посчастливилось встретиться с необыкновенно талантливым человеком – Мариной Мареевой, написавшей сценарий к фильму «Наследницы», в котором я снималась. И вот сейчас другая работа – «Янтарные крылья». Сценарий необыкновенно трогательный, тонкий, атмосферный. Очень хорошо выписаны женские характеры, поэтому играть было необычайно приятно. В то, что написал автор, актер может привнести очень многое, сценарий лишь дает толчок к развитию характера. Марина Мареева настолько тонко и глубоко понимает женскую душу, а ходы, которые она придумывает, настолько верны и греют душу, что иногда я думаю: может, этой ролью мне и закончить свою кинематографическую деятельность? То, что у меня была такая работа, конечно же, подарок судьбы. Мы уже озвучили картину и уже все, как говорится, «на выходе». Но если роль нравится, то очень тяжело с нею прощаться. Она остается у тебя в сердце.
Существует пренебрежительное отношение к дамской литературе, к женским историям, мелодраме. Однако самая читающая и смотрящая кино публика – это дамы, люди, которые обращаются к искусству за эмоциями. Как вы воспринимаете эту ситуацию Вы, человек, который с самого начала занимался мелодрамой?
М. Мареева: Это большая проблема и боль моей жизни, правда, сейчас я уже научилась как-то с этим справляться. Уже 12-13 лет я работаю в кино и за все эти годы критики или не писали о моих работах ничего, или говорили: ну, вот опять эта наша «мыльница». Но я-то про себя знаю, что искренне пишу про любовь. Я не могу и не хочу писать про что-то еще, значит, я делаю свое дело. Даже когда мне заказывают сценарий про другое, я все равно выхожу на отношения мужчины и женщины, потому что полагаю, что ни в жизни, ни в литературе, ни в кино нет ничего более существенного и драматически плодотворного.
Писать «Янтарные крылья» было легко, потому что сценарий создавался под определенных актеров. Я знала, что в моем фильме будут Ирина Скобцева, Алена Бондарчук и Александр Балуев. Когда знаешь, для кого пишешь, когда видишь перед собой этого человека, его глаза, психофизику, писать гораздо проще. В действительности, роль Ирины Константиновны, это она сама. Это ее порода, благородство, достоинство, стиль жизни, манера говорить, ее открытая и чистая душа, ее мудрость. Поэтому роль продиктована ею. Самим своим существованием она задавала внутренний камертон. И легко было писать героиню для Алены Бондарчук, потому что я ее тоже знала. В ней тоже есть редкостное качество, которое исчезает в нашей жизни – порода. Это понятие включает в себя и стать, и достоинство, и внутреннюю культуру. В этих актрисах все это есть, оставалось только воплотить эти качества на бумаге.
Съемки фильма «Янтарные крылья», проходили в Таллине. Почему именно там?
М. Мареева: Это было условием продюсерского проекта: история должна произойти в Таллине, на Рождество и это должна быть мелодрама. И поскольку я бесконечно люблю Таллин, Рождество и обожаю мелодрамы, мне было легко на них пойти.
Катя, почему Вы выбрали этот город?
Е. Маскина: Поскольку наш герой полуэстонец-полурусский, хотелось снимать где-то в прибалтийской стране. А чтобы рождественская история оказалась потеплее, мы решили отправиться в Европу, в Таллин. Но прежде, чем туда уехать, мы серьезно подготовили костюмы: головные уборы отсутствовали напрочь, Александра Балуева побрили наголо, героине и герою купили легкие пальто и туфельки на тонкой подошве. Таллин встретил нас 30-ти градусным морозом, 100%-ной влажностью и сильным-сильным ветром.
Все съемки проходили на натуре. Чтобы актеры могли открыть рот и глаза, перед дублем их лица обдували горячим-прегорячим феном. Сразу после дубля на них надевали теплые шапки, закутывали в пледы, и опять обдували феном. И так дубль за дублем. Но ведь невозможно скрыть пар, который шел изо рта, и это видно на экране. Так что такой вот Таллин!
Что делать? Ведь это, в конце концов, зима! Можно вспомнить известную юмореску: отгребите лед от берега, он мешает героям загорать!
Е. Маскина: Вот-вот. Паромы не ходят, залив замерз, а у нас много сцен на берегу залива.
М. Мареева: Как сказал наш молодой и талантливый режиссер Андрей Розенков: может быть и хорошо, что так холодно. Легко снимать историю любви на лужайке летом, а, попробуй-ка, сними любовь на морозе! Если говорить серьезно, то история действительно состоялась. Не хочется хвалиться, но у нас получилась удивительная пара, ни на кого не похожая: актриса Бондарчук и актер Балуев, какая-то очень неславянская, хотя и европейской ее назвать трудно.
Как и сам Таллин.
М. Мареева: Два холодноватых, очень закрытых, много переживших и перестрадавших человека встречаются на этих продуваемых улицах. Мне не хотелось бы быть банальной, но в этой истории есть и жар, и страсть, но они не явные, а глубинные. И это очень точно сыграно Аленой Бондарчук и Александром Балуевым. Я обещаю, что вы откроете для себя совершенно другого Балуева и совершенно неожиданную Бондарчук. Я говорю это совершенно ответственно.
Кто тот таинственный мужчина, который пишет музыку к фильму «Янтарные крылья»?
Е. Маскина: Композитор из Франции Мишель Легран.
Вот так, ни больше ни меньше.
Е. Маскина: Мишелю Леграну очень понравился сценарий, и он сказал, что с радостью будет работать над картиной.
Международный проект получается!
Е. Маскина: Действительно, международный проект. Закончив съемки, мы отправились в Париж, чтобы показать ему рабочий материал. Ему понравилось то, что мы сделали. Вообще, этот проект снимается по заказу ТВЦ. Телевизионные продюсеры – это Татьяна Николаева и Валерий Мальков, они поддержали нас с идеей Леграна. Кроме того, президент ТВЦ Олег Попцов, выделили для работы с Леграном деньги. Поэтому им очень благодарны этим людям.
М. Мареева: Мишель Легран входит в пятерку лучших композиторов мира, у него три Оскара. Но он никогда не работал на Восточную Европу, поэтому участие Леграна в нашем фильме – невероятный прецедент!
И. Скобцева: Я хочу обратить внимание на то, что в каждом образе, предложенном сценаристом, есть нравственный идеал. То, что сейчас перевернуто. Какие-то вещи делать можно, а какие-то нет. Иными словами, там присутствуют непреходящие человеческие ценности.
М. Мареева: Действительно, картина очень чистая, достойная, сделанная очень тонко. Спасибо режиссеру тоже, это его заслуга. Я надеюсь, что фильм действительно будет выделяться на общем фоне.
И. Скобцева: Самое страшное, что наши критики часто говорят, что такие фильмы не будут смотреть, потому что сейчас совершенно другое время, другие ритмы, другие отношения.
М. Мареева: Другая мода.
И. Скобцева: Но ведь актеры часто встречаются со зрителями, которые говорят: мы не можем смотреть то, что сейчас показывают. Нам нравится то, что было снято за десять лет до этого. Но отечественный кинематограф упорствует, ссылаясь на то, что зритель хочет видеть именно так называемое «народное кино». Якобы нашему зрителю все нужно расшифровывать, делать как можно проще и доступнее. Но ведь это клевета на зрителя! Он же очень умный, и он уже объелся кинематографом, которым мы его постоянно его пичкаем.
М. Мареева: Я надеюсь, что наш фильм, это эхо тех картин 60-70-х годов, которые мы любим, помним, и которые живы, потому что они о любви и потому что они сделаны искренне и честно. Наше кино мы делали так же.