Двадцать лет без любви
Станислав Говорухин снял свою версию того, как надо любить по-русски
Юрлов (Александр Михайлов) в финале становится судьбой Веры (Светлана Ходченкова)
Официальная премьера картины Станислава Говорухина «Благословите женщину» намечена на 27 августа. В прокат она выйдет 4 сентября. Существует и четырехчасовая телеверсия картины, которая будет показана на канале ТВЦ, лицом которого является Станислав Говорухин.
Как ни относись к Говорухину-политику, правдолюбцу и ценителю общественной морали, все его парламентские достижения меркнут перед режиссерским гением. За Говорухиным нет ни одного позорного провала, и даже одиозный «Ворошиловский стрелок» пусть и сомнительных художественных достоинств, зато – серьезный повод для серьезного разговора. Что уж говорить о «Месте встречи…», уязвимые места в котором находит разве что сам режиссер. Говорухин самокритичен, а творцу это к лицу. Он говорит только о серьезном, при этом умело внедряя свои идеи и убеждения в крепкий и захватывающий сюжетный ряд. Зритель может соглашаться или сопротивляться, но ему, зрителю, не скучно. Говорухин любит ретро – там куда легче удержаться от прямолинейного пафоса вроде «так жить нельзя».
Действие фильма «Благословите женщину» разворачивается с 1935 по 1957 год. Россия за этот период переживает несколько войн, волну репрессий, различные экономические потрясения. Через все это вынужденно проходит благословленная режиссером женщина (Светлана Ходченкова), которой в начале повествования 18 лет. Она с первого взгляда влюбляется в роскошного офицера (Александр Балуев), который нарекает ее своей законной женой. Дальше жизнь ее складывается так несчастливо, что даже самый железный человек не вспомнит о сострадании к ближнему – черствый, каменный муж-тиран, постоянные гарнизоны, вечное одиночество, бездетность.
Она вроде бы и «из русского селенья», но не из тех, кто «коня на скаку…». Красивая, интеллигентная, такая израненная и все же понимающая и любящая, она та редкая героиня, которой искренне сочувствуешь и по-настоящему страдаешь от несправедливости жизни. И даже когда в финале картины Вера обретет любовь, зрителя передернет от того, что ее избранник опять окажется военным.
Не слишком нежный на вид, немногословный, неулыбчивый Говорухин в своем новом фильме предстает как человек очень сентиментальный и мечтательный. После своих брутальных фильмов про настоящих мужчин, которые защищают закон, пусть иногда и беззаконием, он берется за прекрасных женщин и мужчин, слишком далеких от идеала, раздраженных от собственной нереализованности.
В список снимавшихся в фильме актеров Станислав Говорухин почему-то себя не включил. И, скорее всего, не потому, что роль у него эпизодическая (московскую афишу украшает, к примеру, имя Максима Галкина, который появляется на экране секунд на 30 и играет корыстного мерзавца, пытающегося соблазнить зажиточную вдову), а скорее, из ложной скромности. А между тем именно Говорухин сыграл в картине единственного настоящего мужика, который произносит монолог про «Россию, которую мы потеряли». И хотя режиссер утверждает, что его актерское присутствие в картине – просто случайность, воспринимается это несколько по-иному, примерно так, как Никита Михалков в роли царя в «Сибирском цирюльнике».
Станислав Говорухин берет на себя здесь роль не вершителя судеб, а жертвы ситуации. Его герой – фигура трагическая. Бескомпромиссная борьба за правду и прямодушие нынче не в моде. Как не в моде и герои фильма «Благословите женщину» с их чувствами и трепетной наивностью. Тем не менее Говорухин снова снял отличное кино, которое, очевидно, станет одним из кинохитов сезона.