Оценки
Общая - 7
Сценарий - 5
Зрелищность - 8
Актерская игра - 6
Ни за одно из вышеприведенных данных - кроме режиссера и Балуева с Мордвиновой - я отвечать не стану. Российское кино в России - самая загадочная материя. Десять минут назад вышел в прокат новый фильм Спилберга - о нем в Интернете уже тома (гигабайты) информации. А тут поленился сразу с кассеты информацию переписать (ручкой), думаю - в Интернете найду… Ага, как же! Для начала мне предложили 1999 и 2001 год производства. И даже самого Кончаловского-младшего процитировали: мол, снимаем так, чтобы Москва выглядела как в 2001 году - футурология, вроде.
Про актеров вообще никто ничего не знает - только на уровне того же 99-го, когда предварительные договоры только заключили. Время я тоже по часам не замерял. Ну да, впрочем, чего тут бюрократию разводить. Кроме Балуева и Мордвиновой все остальное и несущественно.
Для старых и въедливых типчиков, вроде меня, в глаза сразу бросается откровенный плагиат - "Жена керосинщика" Александра Кайдановского, где совсем молодой Балуев играл братьев-близнецов: один убогий, второй - гений, но гениальность эта определенного свойства, неким образом позаимствованная у убогого, благодаря чему тот, собственно, и утратил свою витальность, свою отведенную судьбой разумную составляющую.
Здесь: суперкассовый писатель, сущий затворник, в тайну чьего загородного дома пытаются проникнуть многие, но удается только настойчивой филологине - влюбленной в писателя, но одновременно не забывающей и о деле. Обнаруживается брат-калека в подвале, штампующий эти романы и уверенный, что они издаются под его именем, а не под именем брата.
Папа Андрей, похоже, не говорил сыну Егору в детстве, что брать чужое нехорошо… Ну да они и не Маяковские.
Снято все это в ставшей уже традиционной для России (по бедности, понятное дело) манере - на видео. Благодаря чему получается очень жестко, очень четко, репортажно эдак, с глубокими тенями, с бесконечной перспективой, просто силой уводящей от действия переднего плана. Герои и среда - тоже традиционные: полублатное все, с привкусом крови, с оттопыренным подмышкой пиджаком. Криминальная хроника один в один и выходит.
Но тут и прелесть. Поелику режиссер еще и явно пытался сымитировать хичкоковскую картинку - вот ту, черно-белую, с глубокими тенями, с подчеркнутой выразительностью. И благодаря сегодняшней российской бедности и криминализированности, получилось достаточно похоже и органично. Но…
У Хичкока ведь люди на экране маячили, жизнь какая-ни какая, американская то есть, шла. Здесь - только символы, образы. Все настолько бесстрастно, бесчувственно даже, что не по себе как-то даже… И все это, сдается мне, не расчет, это свойство режиссерского мироощущения. Что можно понять хотя бы из такой фишки, как исполнение роли искусительницы Мордвиновой. Мне нравится Мордвинова, я смотрю фильмы с Мордвиновой. Но чтобы она способна была соблазнить сурового мужика, со страшной тайной в душе, старательно избегающего общения с миром - воля ваша, не верю…
Вот есть хороший режиссер Жан-Жак Анно, до первой киноработы наштамповавший несколько тысяч рекламных роликов. Хорошее кино, добротное кино снимает. А все у него большие видеоролики получаются - на другой жанр не может переключиться. Вот и нас свой Анно появился…