Жена керосинщика.
1953 год. В небольшой провинциальный городок прибывает следователь. Ему предстоит вести довольно запутанное дело: присланная анонимка обвиняет во взяточничестве самого председателя горсовета Удальцова...
Такова завязка фильма Александра Кайдановского "Жена керосинщика", съемки которого завершились в творческом объединении "Круг" на "Мосфильме". Жанр этой ленты можно определить, как психологический детектив, правда, с существенным дополнением: автор ставил целью не столько исследовать психологию конкретных, придуманных им персонажей, но и попытался вникнуть в суть губительной для человеческой души сталинской эпохи, трагически распорядившейся судьбами героев. Стержнем замысла становится конфликт, выявляющий духовную и нравственную атмосферу тех памятных лет.
"...Восстал Каин на Авеля, брата своего..." - гласит ветхозаветное предание о первом гонимом праведнике, с которого начинается долгая череда невинно пострадавших сынов человеческих. Отзвуки его отчетливо слышатся и в истории взаимоотношений братьев Удальцовых - керосинщика и городского головы. Правда, Кайдановский выдвигает собственную версию знакомого нам мифа: добро и зло в мире его фильма не противостоят друг другу, но сосуществуют нераздельно. Потому и два брата Удальцова - по сути, единый образ-перевертыш, святой и грешник в одном лице... Лице молодого актера Театра имени Ермоловой Александра Балуева.
- Оба моих героя - люди, безусловно, разные, - говорит он. - Поначалу даже кажется, что они материализуют в себе два нравственных полюса - порядочность и подлость, чувство вины и безнаказанность, совестливость и вседозволенность. Но их объединяет главное - они живут в одно изуродованное время, когда невозможны были нормальные человеческие отношения, полноценная жизнь. И порядочный, совестливый человек неосознанно становится преступником. А, поняв это, отстраняется от реальной жизни, предпочитая больше ни во что не вмешиваться. И Удальцовы, и другие персонажи ленты - люди, чьи судьбы, умы и души искорежены, опустошены жестокой машиной сталинского самовластия.
Съемки проходили в Калининграде и в маленьком городке неподалеку от него - Гвардейске. Художники Т.Тэжик и В.Зенков вместе с оператором А.Родионовым стремились создать образ полуразрушенного города-пепелища... Серо-болотная "пыльная" гамма как будто размытых красок оттеняет забитость, стертость душ человеческих. Атмосфера тех "душных" лет, не допускавшая света, любви и веры, обрела здесь зримые очертания.
Картина Александра Кайдановского еще станет предметом обсуждения зрителей и критики. Убеждена: мнения будут весьма разноречивы. Но примечательно, что первый свой авторский фильм - ему принадлежит сценарий и режиссура - А.Кайданоский посвятил теме, болевой для нашего общества сегодня.
В фильме снимались также В.Паукште, А.Мясоедова, С.Векслер. О.Ненашева "Советский экран", №7
|
|
|