В Светлане Ходченковой он сразу почувствовал свою Веру
Говорухина принимали в Берлине хорошо. Иначе и быть не могло. Но после премьеры его фильма “Благословите женщину” в “Русском доме” в Берлине его вообще не хотели отпускать — народ, разогретый крепко сделанной мелодрамой, “дорвался” до своего героя — уверенного в себе мужчины, который умеет и делать, и говорить. А когда он все же решительно закруглил беседу, люди потянулись фотографироваться с молчавшей все это время (как и положено по сценарию) Светлане Ходченковой, главной героине его картины.
Показом “Благословите женщину” открылись Дни “Мосфильма” в Берлине. Для закрытия принимающая сторона попросила “Магнитные бури” Вадима Абдрашитова, а остальные захотели увидеть классику: “Летят журавли”, “Войну и мир” (оцифрованный вариант), “Калину красную”, “Солярис”, “Зеркало”, “Неоконченную пьесу для механического пианино”, “Любовь и голуби”, “Курьера”. И снова — “Благословите женщину”.
На премьеру собралось столько желающих, что сотрудникам “Русского дома” пришлось буквально выдержать бой: наши оттесняли воспитанных немцев (в Берлине — около 300 тыс. наших соотечественников, а по всей Германии — до 4 млн.!), чувствуя себя с пригласительными увереннее тех с билетами (за 7,50 евро). Для самых упорных, которые не поместились даже на полу в проходах, сразу после первого показа (1 час 50 минут — фильм и разговор на час) устроили второй, чуть ли не ночной сеанс.
Потом Говорухину жали руку, а у Светы спрашивали: “А вы бы так смогли?” Дамы со следами слез на глазах протискивались к ней и говорили: “Как же вы, такая молодая, с детьми-то? Так хорошо получилось”. А Света отвечала, что с детьми как раз да, оказалось сложнее всего, потому что их не обманешь — они все чувствуют. Потом спрашивали: “В вас ничего не восставало? Он вами как командовал, а вы все терпели, как же так?” Света смущалась: “Нет, Станислав Сергеевич мне объяснил, что Вера — такая. Но я бы так не смогла. А вот моя мама — да, это как раз все про нее”.
“МК” уже рассказывал о новом фильме Говорухина — после московской премьеры “Благословите женщину”, — снятому по одному из самых читаемых в 70-е годы романов “Хозяйка гостиницы” И.Грековой (ученая-математик Елена Вентцель писала под псевдонимом, про что до сих пор немногие знают, история же — настоящая, в этом доме Вентцель сама жила некоторое время) о трудной женской судьбе, когда она — для него, а он все воюет. Время действия — конец 30-х — 50-е. В роли полковника, который дает жене только одно право — быть любимой и называть мужа, когда никто не слышит, Шунечкой, — Александр Балуев. Он все предлагал режиссеру хотя бы одним жестом показать, как он ее любит, что строг, потому что так принято, а в душе-то все иначе. Но Говорухин был непреклонен — ничего лишнего.
“Я хотел снять советское кино, и я его снял”, — сказал Станислав Сергеевич, когда мы разговаривали в премьерный берлинский вечер. “Я не могу сказать, что герой Балуева — типичный. И Вера не идеальная женщина, хотя она мне нравится, — продолжил он тему в разговоре со зрителями. — Я понимаю, что фильм должен оскорбить феминисток: что ж, мол, она такая овца. Ну это жизнь. Их жизнь, она такая. Мы не собирались показывать среднестатистических мужчину и женщину. Я его не оправдываю, хотя некоторые его поступки...” Да, поступки — герой Красной Армии заставил жену сделать аборт, потому что не время, война с немцами на носу. С тех пор она воспитывала детей только чужих.
Зрители спрашивали у Говорухина о Чуриковой, сыгравшей подружившуюся с семьей Веры актрису на пенсии: “Ее роль — бриллиантовая, но я не очень ею доволен — она все время путала текст, мы часто придумывали что-то на площадке. У Вентцель это Раневская, но в картине мы многое опустили. В телеварианте будет побольше: и собаку у нее зовут Мальчик, и говорить она будет: “Они нарочно меня заразили астмой, и Мальчика моего, а мог еще пожить — всего-то 17 лет”. Они — это про театр, из которого она ушла. Телевариант — это 4 серии, причем снимали все сразу, а потом из материала монтировали кино- и телевариант. В телеверсии появится и война, которую прошел главный герой, и восхождение героини от ключницы до хозяйки гостиницы.
Но главное, чем гордится Станислав Сергеевич, — это Светлана Ходченкова. “Она вошла, и я понял: вот моя Вера, — ответил он на вопрос зрителей, где такую нашел. — А привели ее чуть ли не в массовке играть. Я спросил у нее, сколько ей лет. Она ответила: “Девятнадцать”. И я расстроился, ей же в конце сорок. Дал ей прочитать сценарий. Она его не прочитала. (Говорухин смеется, Света краснеет. — Е.С.-А.) Сказала, что за день не успела. Поговорили — выяснилось: хорошая девочка, из хорошей семьи, слава богу, не москвичка — родилась в городе Железнодорожный, где когда-то бросилась под поезд Анна Каренина. Потом вся группа в нее влюбилась”. Света подает единственную публичную реплику: “Взаимно”. Сейчас Света учится на третьем курсе Щукинского училища и от предложений сыграть в кино Веру №2, Веру №3 отказывается, ей интересно попробовать характерную роль.
Что же касается планов мэтра, то Станислав Сергеевич заявил: “Следующей картиной, если достану денег, станет экранизация романа Дудинцева “Не хлебом единым”. Во времена хрущевской оттепели мы зачитывались им”. А когда его попросили дать прогноз на ближайшее будущее — что станет с Россией, Говорухин ограничился тем, что заявил: “В том, что лет через десять, а может, и раньше российский кинематограф удивит весь мир, я уверен”.