Россия, 2003, 110 мин. Режиссер: Станислав Говорухин В ролях: Светлана Ходченкова, Александр Балуев, Ирина Купченко, Инна Чурикова, Александр Михайлов
При просмотре фильма в голове постоянно вертятся имена двух человек. Первый из них – наш министр культуры Михаил Швыдкой. Несколько месяцев назад он, взяв на себя роль добровольного пиарщика, загадочно рассказывал всем желающим: дескать, погодите, вот выйдет на экраны новый фильм Станислава Говорухина – и появится у нас на небосклоне новая звезда. В смысле, актриса. Он, министр, посмотрел рабочий материал и пришел в полный восторг.
Возможно, рабочий материал изрядно отличался от окончательной версии фильма, но новой звезды не возникло. Можно, конечно, списать все на режиссера, тем более что Станислав Сергеевич действительно не производит впечатления человека, позволяющего своим актерам вольности. Но смотреть два часа на вечно страдающее и глуповато-доброе выражение лица главной героини Маши тяжело.
А вот тут мы подходим ко второму имени. Конечно же, это великий русский поэт Некрасов. Разглядев просто недетский потенциал в русских женщинах, он упомянул только коня и горящую избу. Режиссер фильма пошел дальше – до самого логического конца. Он понял сам и показал нам, что кони с избами – детские забавы по сравнению с самодурствующим мужем.
Маше было всего 17 лет, когда она с первого взгляда жутко влюбилась в военного. Александр Ларичев (А.Балуев) был, как и положено, красивым и здоровенным. Он честно предупредил, что жизнь с ним медом не покажется, но Маша была готова поехать за ним хоть на край света. Она и не подозревала, что "край" будет буквальным. Полтора десятка лет они кочевали от Средней Азии до Сибири, от Москвы до Бреста, нигде не задерживаясь больше чем на пару лет. Только Маша чуть отмоет очередное жилище, побелит, покрасит, как приносится муж и с криками "через два часа уезжаем!" начинает паковать вещи. Детей он иметь не хочет ввиду окружающих трудностей и общей нестабильности.
Так проходит несколько лет кочеваний, потом – война, потом – снова переезды, потом – череда смертей. Причем друзья и родственники Маши умирают один за другим так быстро, что зритель, даже не успевая расстроиться и посочувствовать, впадает в веселый ступор, вспомнив про череду генсеков, отправлявшихся в начале 80-х в вечный коммунизм.
Ни одному конкретному месту или событию не посвящается больше 10 минут экранного времени. Из-за этого фильм напоминают историю, рассказываемую ребенком, который, захлебываясь и сбиваясь, пытается донести до аудитории переполняющие чувства. Общий смысл понять можно, но дается это с трудом. Плюс патриархальные ценности, явно не чуждые режиссеру. Даже меня, человека, далеко не сочувствующего шагающим по планете идеям воинствующего феминизма, глубоко покоробил монолог главного героя про права и обязанности в семье...