Двойственное впечатление производит этот фильм. С одной стороны, смотрится он очень хорошо, с интересом и, так сказать, доступно, "добрым словом" поминает не только предшествующие отечественные ленты последних лет, но и такую классику нашего кино, как, например, "Баллада о солдате". С другой же стороны...
Молодой симпатичный, но покуда, кажется, не слишком умелый актер Владимир Волга, рисуя своего героя как нечто среднее между Рэмбо и Братом, обещает стать образцом для подражания "правильным" мальчишкам и в ближайшем будущем заступить место трагически погибшего Сергея Бодрова. Юная Ольга Чурсина выглядит вполне подстать Волге - ровно такой, какой должна быть настоящая девчонка, будущая верная жена солдата и мать его "правильных" сыновей.
Ощущение такое, что фильм Николая Стамбулы, вообще-то рассказывающий о потерянном нашем обществе, о подлой, продажной чеченской войне, в качестве основной содержательной альтернативы всему этому безобразию оживляет чуть скучноватые, но опять же "правильные" патриархальные римские "доблести" доимперской эпохи.
Несвоевременно, конечно, по зрелому-то размышлению. Точнее, поздно и бессмысленно. Что и подтверждают своими ролями опытные и любимые зрителем Сергей Гармаш и Александр Балуев - здоровенные мужики, в бессилии опускающие готовые дать отпор любому внешнему врагу кулаки. Где он, враг? Кого "порвать, как грелку"? Куда ни ударь - пустота, или - того хуже - попадешь в самого себя.
И все же авторское и зрительское сочувствие сосредоточено главным образом не на стороне персонажей Гармаша, играющего отца погибшего в Чечне молодого десантника, и Балуева, исполняющего роль российского генерала, командующего в краю под прозванием "Добро пожаловать в Ад" нашими братьями-Рэмбо (Лебедя, что ли, или, как его бишь, Шаманова?). Правильно - ребятишки, их судьбы должны занимать нас сегодня и всегда. Они, ребятишки, гибнут в аду, они даже и не очень рвутся оттуда, в тот рай, где ждущие их сестры и невесты купают в прозрачной, как фатой, принакрытой утренней дымкой, среднерусской речке "красного коня". (В Чечне воевать - не "Белое солнце пустыни" в сотый раз пересматривать.) Потому что там же живут и их отцы, те, что в бессилии опустили крепкие кулаки, готовые дать отпор любому внешнему врагу, ну, так, как они делали это, например, в 1968-м, в Чехословакии... И тогда - никакой это не рай, родительский дом, а преддверие ада, где "вьются бесы" - пьяные и рыхлые новые хозяева жизни.
Отцы в этом мире порядка не установили. И не установят. Их кулаки навсегда отбиты Прагой и Афганом. Дедам, почти поголовно полегшим в Великую Отечественную, морально было легче - знали, с кем воюют, знали, за что воюют.
За что воюет герой В. Волги? За то, чтобы в конечном счете навести порядок дома, чтобы превратить преддверие ада в преддверие рая? Может быть.
Но может быть, прежде всего за самоутверждение, для того, чтобы "порвать, как грелку" всех этих новых "мелких бесов" - и стать хозяином самому.
Каким хозяином он станет (если станет), новый русский брат Рэмбо? Это ведь мы с Николаем Стамбулой и Эдуардом Володарским (нет, читатель, я не набиваюсь к мастерам в собутыльники, "мы" в данном случае означает: "рожденные в года глухие"), мы, говорю, кое-что читали про доимперские римские "доблести", мы - не он.
P.S. Картина называется "Марш-бросок". Название это ни о чем не говорит и не соответствует содержанию фильма, который следовало бы озаглавить "Война и мiръ". Именно так, с "и с точкой" и с ером. Лев Николаевич не обиделся бы, поскольку обижался только на Шекспира, и потому еще, что тоже ведь пропагандировал патриархальные доблести доимперского Рима, ну, Третьего разве что.