Тридцатидвухлетний российский кинорежиссер Юрий Грымов опроверг слухи о гибели отечественного кинематографа. И дело не только в том, что его первый полнометражный фильм "Му-Му" стал событием еще до своего выхода на широкий экран. Такой забытый критерий, как художественный результат работы съемочной группы, заставляет верить в будущее российского кино. Одесса была первым городом Украины, увидевшим "Му-Му". Надо признать, и здесь фильм либо принимали безоговорочно, либо отказывались понимать...
- Юрий, расскажите, пожалуйста, об успехе вашего фильма в Европе. Ведь премьера "Му-Му" состоялась в Париже раньше, чем в Москве? - Именно так. В парижском Дворце Конгрессов мне была вручена премия "Золотые кисти кино, телевидения и театра", учрежденная министерством культуры Франции. Она вручается французским и иностранным деятелям культуры, в этом году были награждены два кинорежиссера: Клод Лелюш за вклад во французское киноискусство и я за самый многообещающий дебют. Предыдущим обладателем этой премии был Люк Бессон с картиной "Пятый элемент". Парижский бомонд был приятно удивлен тем, что в "Му-Му" затронута проблема аристократии и очень точно передана атмосфера, царящая в этих кругах. В нашей-то стране экспертов такого рода практически нет... А премьера состоялась в Париже в кинотеатре "Premire Mondiale" и только затем - в Москве, в концертном зале "Россия" и в кинотеатре "Зарядье".
- Прокатная судьба фильма складывается хорошо? - В Красноярске и Воронеже я перекрыл "Титаник" по посещаемости. Так что зритель у фильма есть, а вообще-то, чтобы народ пошел в кинотеатры, надо в первую очередь сделать удобные кресла, побелить потолки, починить полы.
- И возродить кинокритику? - К великому сожалению, русское кино в России замалчивается. Никто не может заставить хвалить, но давать информацию о том, что где снимается, надо! Критиковать тоже очень надо, не стоит только посредством прессы сводить счеты с молодыми режиссерами. Если ты такой великий и могучий - позвони, скажи, что думаешь! Нельзя хаять то кино, которое сейчас существует. Я так и сказал Никите Сергеевичу Михалкову в глаза, и он признал, что я прав. Вот во Франции не существует ни одного издания, которое не писало бы о французском кино - этому следует поучиться. Я читал статьи французских критиков о "Му- Му" и был рад, что многое в фильме ими прочитано. И все же настоящая цензура - это зритель.
- Вы как автор довольны результатом? - Доволен на девяносто девять процентов.
- Тем не менее вы предложили зрителю не совсем то, на что он рассчитывал. Реклама фильма обещала чуть ли не эротическую мелодраму о похождениях влюбленной в немого дворника барыни, а смотреть пришлось высокохудожественное произведение о гибнущей России. Случайно ли это? - Я стал жертвой собственной рекламной кампании. На моем счету больше 250 рекламных роликов, и "Му-Му" я решил рекламировать сам. Первая волна российской прессы была ужасной - больной мозг, страна к разврату готова... Кроме того, я стал заложником фольклора, связанного с не лучшим произведением Тургенева. Почему же оно до сих пор живет в анекдотах, песнях? Загадка. Но негативная аура была мной получена. В "Му-Му" 98 сцен, из них 18-20 тургеневских, для остальных я использовал переписку, додумывал за матушку Тургенева. Это была удивительная женщина: до двадцати восьми лет не знала, что такое мужчина, а потом... Тургенев многое скрыл за троеточиями, это мы, молодые нахалы, попытались троеточия расшифровать. Я снял фильм об одиночестве. О стремлении любить. О пределах человеческой свободы. Наверное, вседозволенность возможна только для мысли, в делах телесных себя лучше ограничивать.
- Слухи о том, что на роль Герасима пробовался Микки Рурк, не рекламный ли трюк? - Нет. Микки Рурк был первым кандидатом на эту роль. Он читал роль и даже сорок процентов дал скидки, говоря о будущем гонораре. Я сам остановился. Вдруг понял: ни хрена у него не получится! Хотя не стану отрицать: человек он неоднозначный, сложный. Мы просто не вступили в последнюю стадию переговоров. Снивелировали, и все. И тогда появился Александр Балуев. Я был очень жестким с ним на съемках, потому что мне нужна была в его глазах одинокость, отрешенность от всех. Ведь Герасим глухонемой...
- Многих наверняка беспокоит вопрос: не пострадало ли в ходе съемок животное... - Наша талантливая собачка действительно чуть не утонула. Не потому, что мы топили ее в реке, просто от избытка эмоций в последний съемочный день сама взяла и сиганула в воду. Балуев партнершу спас.
- Специалисты кино, увидев, насколько красив каждый кадр "Му- Му", спрашивают самих себя: как это сделано? - "На коленках" - посредством цвета, света, оптики, фильтров, как в старых добрых фильмах. Американцы превратили кинематограф в аттракцион. Это хорошо, но это конечность. В России кино ближе к Богу, нежели к бизнесу. Я рассчитывал на то, что найду свой киноязык. Стремился разобраться в своих ощущениях. Эра великих скромников в кино должна закончиться...